Поисковая оптимизация сайта.
Поисковая оптимизация сайта – это создание сайтов разной степени качества, получающих преимущество в поисковых системах в своём конкурентном сегменте. Можно ли сделать некачественный сайт, поисковая оптимизация которого будет давать ему преимущество перед качественными сайтами? Да, можно, но с каждым годом делать это всё сложнее и бессмысленнее. Почему? Потому что требуется вкладывать всё больше ресурсов во внешнюю оптимизацию сайта, а её влияние на ранжирование сайтов в поисковых системах становится всё менее существенным. Вернее, появляется много других факторов ранжирования [1], которые так же оказывают влияние на поисковую оптимизацию сайта, ввиду чего доля влияния внешней оптимизации перманентно снижается. Но даже если вы ничего не поняли из сказанного выше, ничего страшного, давайте разбираться по порядку!
Поисковая оптимизация сайта подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя оптимизация сайта касается всех параметров, которые доступны для изменения в файлах сайта. Она, в свою очередь, подразделяется на текстовую, техническую и дизайнерскую (usability). Внешняя оптимизация сайта касается всех внешних параметров, которые, теоретически, не должны быть доступны вебмастеру. Однозначно к внешней оптимизации сайта можно отнести количество и качество ссылающихся на сайт других сайтов и видимость сайта в социальных сетях. Но зачем вообще заниматься какой-то оптимизацией? Затем, чтобы в поисковой системе по запросу пользователя в первых рядах появлялся именно продвигаемый сайт. Это называется ранжированием.
Ранжирование сайта – это его видимость в поисковых системах. То, на каком месте сайт появляется в выдаче по тому или иному ключевому запросу. Здесь важно заметить, что по ключевому слову ранжируется не весь сайт, а только какая-та одна из его страниц. Да, есть общие факторы ранжирования сайта, но каждая отдельная страница ранжируется по своему ключевому слову или набору ключевых слов. Именно поэтому поисковая оптимизация сайта осуществляется не только в отношении сайта вообще, но и каждой его страницы в отдельности. Вот давайте пошагово разбираться в оптимизации каждого фактора ранжирования сайта, учитывая, что нашей целью является продвижение наибольшего количества страниц по разным ключевым словам.
Внутренняя поисковая оптимизация сайта
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ САЙТА
Техническая оптимизация сайта – это оптимизация ресурса таким образом, чтобы с ним, прежде всего, было удобно работать поисковым системам. Ключевыми факторами технической оптимизации сайта являются: скорость, отсутствие дублей, корректный ответ сервера, разметка и оптимизация вёрстки под разные типы устройств. Скорость сайта зависит от адекватности кода, поэтому, если вы не специалист, то используйте лучше всего наиболее понятную вам CMS. Самописные сайты, конечно, могут быть лучше, но если вы не программист, то лучше использовать проверенный продукт. На данный момент одной из лучших по соотношению доступность и качество бесплатных CMS является WordPress [2]. Так же на скорость сайта оказывает влияние мощность сервера, поэтому выбирать «хостера» надо с умом.
Другим важным моментом поисковой оптимизации сайта является настройка редиректов [3]. Надо настроить 301 редирект домена, убрать дубли внутренних страниц, чтобы каждая страница открывалась только по одному адресу. Проверьте отсутствие дубля «ВашСайт/index.php» и присвойте страницам атрибут «canonical». Посмотрите так же, чтобы не было дублей типа «ВашСайт/Категория/Страница», «ВашСайт/Категория/Подкатегория/Страница» и «ВашСайт/Страница». Так же настройте 404 ошибку на отсутствующих страницах [4]. Обязательно оптимизируйте вёрстку сайта под мобильные устройства и планшеты, а не только под ПК версию [5]. Такая вёрстка называется адаптивной. И, как видите, техническая оптимизация сайта помогает с ним работать не только поисковым системам, но и делает сайт более удобным для пользователя.
Разметка осуществляется в файле robots.txt, в котором можно закрыть часть страниц от индексации и указать ссылку на sitemap.xml [6], [7]. Так же не забывайте использовать OpenGraph разметку, ориентируясь на которую, социальные сети формируют вид ссылки при использовании пользователем социальных кнопок [8]. Сами социальные кнопки так же не забудьте добавить на сайт. В тоже время рекомендуется обратить внимание на микроразметку [9]. После этого следует добавить сайт в вебмастер Google [10] и Яндекс [11], выгрузить туда файл sitemap.xml, проверить robots.txt, микроразметку, указать основной домен с www или без него в соответствии с тем, на что у вас настроен 301 редирект, отправить сайт на индексацию поисковыми системами [12], [13] и установить счётчики посещаемости [14], [15].
[свернуть]
ДИЗАЙНЕРСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ САЙТА
Дизайнерская оптимизация сайта – это не столько внутренняя поисковая оптимизация сайта, сколько оптимизация удобства его использования. Но удобство сайта влияет на поведенческие факторы, а они, в свою очередь, на ранжирование сайта. Ключевым фактором дизайнерской оптимизации является удобство. Убедитесь, что ваш сайт приятно выглядит, что у него понятная навигация, что никакая часть контента не скрыта и что сайтом просто удобно пользоваться. Конкретных рекомендаций дать невозможно, потому что они зависят от специфики сайта, но ключевыми моментами является скорость доступа к информации, которую ищет потенциальный пользователь, удобство навигации и общее оформление ресурса. Единственное что, не следует злоупотреблять картинками и различными элементами на странице, способными негативно сказаться на техническом показатели скорости.
Другой важнейшей составляющей дизайнерской внутренней поисковой оптимизацией сайта является корректное заполнение мета тега «description» [16]. Выше уже шла речь по разметку OpenGraph, которая помогает сформировать более привлекательный вид сайта в выдаче, вот «description» работает в этом же направлении. Убедитесь в том, что «description» содержит необходимую информацию для того, чтобы пользователь сразу понял – «это сайт, который я искал». Зачем? Затем, что поведение пользователя в выдаче является важнейшим фактором ранжирования сайта. Если пользователь видит сайт в выдаче и не заходит на него – это негативно влияет на позиции сайта. Убедитесь в том, что вы сделали всё возможное, чтобы пользователь, нашедший ваш сайт, на него зашёл и нашёл в нём всё, о чём мечтал!
[свернуть]
ТЕКСТОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ САЙТА
Текстовая оптимизация сайта – это наиважнейшая составляющая поисковой оптимизации сайта. Текст влияет, как на текстовые, так и на поведенческие факторы ранжирования. Не важно, коммерческий у вас сайт или информационный, текстовая оптимизация всё равно влияет на поведенческие факторы. Люди читают описание товара или ответ на свой вопрос, и если им кажется, что они читают откровенный бред, то они страницу закроют и вернутся на страницу выдачи. Ничего хуже для поведенческих факторов быть не может. Многие считают, что поведенческие факторы отражают время, проведённое пользователем на сайте, и количество проделанных им кликов. Это, конечно, важно, потому что, если пользователь возвращается на сайт, если он его смотрит, читает, переходит на другие страницы, то значит, сайт ему интересен и отвечает его запросу. Но самое главное – это отсутствие возвратов в выдачу, потому что возврат на страницу выдачи – это признак того, что страница сайта не удовлетворила запрос пользователя. А мы продвигаем страницу, а не сайт целиком!
Итак, самое главное, чтобы текст был адекватен запросу пользователя, чтобы он его удовлетворил и оказался ему полезен. Именно поэтому текст, прежде всего, должен быть качественным! И он должен отвечать на вопрос пользователя. Нет совершенно никакого смысла писать текст про шины и продвигать его по ключевому запросу «утки». Но даже, если текст интересен, если он отвечает на вопрос пользователя, это всё ещё не СЕО-текст. СЕО-текст должен включать в себя ключевые слова, по которым люди ищут информацию. Чтобы найти ключевые слова, можно воспользоваться сервисом Яндекса WordStat [17]. Например, вы решили вбить в сервисе «поисковая оптимизация сайта». Что вы увидите?
Вы увидите количество запросов по данному ключевому слову (подчёркнуто красным). «Поисковая оптимизация сайта» является высокочастотным ключевым словом. Среднечастотные ключевые запросы – это запросы, у которых показов в месяц примерно от 1 до 3 тысяч, низкочастотные менее тысячи. Писать статьи под запросы более 10 тысяч можно, но продвинуть их в выдаче гораздо сложнее. Прямой зависимости между конкурентностью и частотой запроса нет, но, как правило, они взаимосвязаны. Проверить конкурентность можно, введя ключевое слово в поиск Google или Яндекс, и посмотрев количество найденных документом. Чем документов больше, тем выше конкурентность по данному ключевому слову.
После того, как вы определитесь с главным ключевым словом, можно так же выбрать несколько низкочастотных ключевых слов, которые вы так же раскроете в статье. Как правило, такие низкочастотные слова включают в себя главное ключевое слово или его элементы. Например, если главное ключевое слово – «поисковая оптимизация сайта», то второстепенными ключевыми словами могут быть «техническая оптимизация сайта» и «внутренняя поисковая оптимизация сайта». Главное ключевое слово обязательно должно быть заголовком статьи, то есть, ему должны быть присвоены теги H1 и title, а так же оно должно присутствовать в одном из подзаголовков. В тоже время, в подзаголовки рекомендуется ставить ключевые слова не только в виде прямого вхождения, но и частичного.
Прямое вхождение – это неизменённое ключевое слово. В нашем случае «поисковая оптимизация сайта», а частичное вхождение – это «техническая оптимизация сайта» или изменённое «особенности поисковой оптимизации сайта». В H1 и title должно быть прямое вхождение, возможно, будет не лишним вставить прямое вхождение в h2 или h3, но так же в другие подзаголовки должны быть интегрированы частичные вариации ключевого слова и оно само в изменённом варианте. Кроме того, на текстовой оптимизации сайта хорошо сказывается включение в заголовки каких-то специальных терминов, относящихся к теме статьи. Сам же текст статьи так же желательно насыщать технической терминологией.
Непосредственно в тексте ключевое слово в виде прямого вхождения должно встречаться не чаще, чем раз на 1000 символов, но его частичные вариации и технические термины могут встречаться чаще. Если же писать текст, вставляя в него с поводом и без повода ключевое слово, то это может негативно сказаться на ранжировании сайта, потому что такая практика называется «переоптимизацией». В целом, текст должен быть, в первую очередь, удобен и понятен пользователю, а уже только потом оптимизирован под поисковые машины. И именно так и рекомендуют писать текст Яндекс и Google. Больше того, поисковые роботы становятся перманентно умнее, поэтому даже, если сегодня вы сможете обмануть робота манипуляцией с текстом, то уже через год эта манипуляция может негативно сказаться на ранжировании вашего ресурса.
[свернуть]
Внешняя оптимизация сайта
Ссылки – это фактор ранжирования сайта, который когда-то мог перевешивать всё остальное. Можно было купить много ссылок на страницу и только этим одним уже поднять её в Топ выдачи. Теперь это практически невозможно! Во всяком случае, это невозможно в пределах рентабельности. Но ссылки сайту нужны. В частности, ссылки могут увеличивать трастовый фактор ранжирования сайта. Хорошие ссылки увеличивают доверие поисковых систем к сайту, так же, как траст увеличивают такие факторы, как срок жизни сайта, его регулярное обновление, хорошие поведенческие факторы, отсутствие на сайте ссылок на некачественные ресурсы, видимость сайта в социальных сетях и многое другое. Значит, не все ссылки одинаково полезны?
Нет, не все! Если на сайт будет ссылаться много некачественных ресурсов, сайт могут пессимизировать в выдаче. Многие закупают ссылки на биржах вечных ссылок [18], [19] и на биржах арендных ссылок [20], но, в идеале, ссылки должны быть естественными. Тем не менее, какого бы ни было их происхождение, они могут быть безанкорными и с анкорами. Безанкорные ссылки имеют вид «pop-science.ru», анкорные ссылки состоят из слов, и особенное влияние на ранжирование сайта в выдаче имеют именно анкорные ссылки, включающие в себя ключевое слово. Само собой, что все ссылки анкорными, да ещё и по прямому вхождению ключевого слова быть не могут. В смысле не могут, если они естественные.
Именно поэтому стратегия по закупке ссылок выглядит обычно так: первый месяц 20–30 безанкорных ссылок, второй месяц 30–40 безанкорных ссылок и 10–20 ссылок с анкорами, затем количество ссылок ещё увеличивают и постепенно снижают долю безанкорных. Как правило, первый и второй месяц берут вечные ссылки с хороших ресурсов, большая часть из которых приходится на главную страницу сайта. Всё это позволяет повысить траст сайта в глазах поисковых систем. Затем начинают арендовать ссылки, стараясь поднять целевые страницы в выдаче. Но нужно понимать, что стратегия внешней оптимизации сайта постоянно меняется, поскольку меняется реакция поисковых систем на неё. Например, теперь большое значение имеет видимость сайта в социальных сетях.
Видимость в социальных сетях – это количество «репостов» пользователями страниц сайта к себе на страницу или в «группу». Этим, естественно, тоже манипулируют. Хотя, если ссылками можно манипулировать в целях поисковой оптимизации сайта достаточно эффективно, то видимостью в социальных сетях нет. Почему? Потому что «боты» легко вычисляются, а привлечь реальных пользователей за деньги репостить страницу намного сложнее, чем купить ссылку на качественном ресурсе. Именно поэтому видимость в социальных сетях и является важным фактором ранжирования сайта. Вообще, на сегодняшний день, да и в долгосрочной перспективе вся логика поисковой оптимизации сайта должна сводиться к его реальному улучшению и максимально естественным манипуляциям с внешними факторами ранжирования. В частности, поэтому надо стараться получать ссылки от посещаемых сайтов, а не от сайтов с большими «пузомерками».
Заключение
- Поисковая оптимизация сайта бывает внутренней и внешней. Внутренняя первична и должна быть направлена на повышение удобства пользователя и помощь поисковым системам. Внешняя поисковая оптимизация сайта должна быть максимально естественной.
- Важнейшим фактором ранжирования являются поведенческие факторы, поэтому нужно оптимизировать внешний вид страницы в выдаче и её содержание для максимально полного удовлетворения запроса пользователя.
- Сайт, в первую очередь, должен быть качественным и удовлетворять запросы пользователей. Всегда задавайте себе вопрос, что лично вы хотели бы добавить или убрать на вашем сайте. Но так же не забывайте, что нужно так же дать понять и поисковым системам, что ваш сайт достоин быть в Топе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий